ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Средством решение таких проблем необходимо. Методы решения проблем: обзор способов и рекомендации. Цикл решения проблем

Некоторое время назад обратил свое внимание на артефакт Концепция продукта (product vision) методологии разработки программного обеcпечения RUP (Rational Unified Process) и обнаружил, что отправной точкой разработки программного продукта является выявление проблемы, на решение которой нацелен продукт.

Аналогичный подход существует и в отечественной практике – так в ГОСТ 34.601-90 говорится, что на стадии Формирование требований к АС (автоматизированной системе) производится «выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации ».

Общая характеристика процесса принятия решений

Как и любой другой продукт, создаваемый в результате деятельности человека, программное обеспечение является средством (инструментом), предназначенным для решения некоторого набора задач. Откуда возникает необходимость что-то решать? Обратимся к теории…

Изучением закономерностей выбора людьми наиболее оптимального решения разного рода задач занимается такая наука как теория принятия решений .

С чего начинается родина решение?
Первопричиной любой деятельности теория принятия решений называет проблему - расхождение в представлениях какого-либо лица между тем, что оно имеет в настоящий момент (действительное состояние ), и тем, что оно желало бы иметь или достигнуть в будущем (желательное состояние ).

Так как теория принятия решений делает акцент на управленческую деятельность в рамках организации, то не будем отступать от этой парадигмы, но имеем в виду, что указанный подход применим к любой другой деятельности.

Лицо, которое не только осознает проблему или желает что-то изменить, а еще и готово принять решение о способе ее решения и произвести конкретные действия, направленные на изменение действительного состояния в сторону желательного – называют заинтересованным лицом или лицом, принимающим решение (ЛПР).

Цель
После осознания проблемы рождается понимание цели - воплощение желаемого результата, достижение которого, по мнению ЛПР, приведет к разрешению предпосылок проблемы, т.е. приведет в соответствие желательное и действительное состояния.
Задача
Подвергшись более детальному анализу цель разделяется на подцели. Подцели согласуются со стадиями процесса достижения основной цели – они соотносят со временем, местом, исполнителям и объектами приложения усилий. Таким образом, цель трансформирует в совокупность задач . От того, будет ли решена вся совокупность задач, а также будут ли по всем решенным задачам достигнуты требуемые результаты, зависит степень достижения поставленной цели, а, следовательно, и степень решения изначальной проблемы в целом.
Операция и решение
Когда перечень задач определился, ЛПР приступает к формированию целенаправленной деятельности организации по достижению цели. Целенаправленная деятельность комплекса мероприятий, осуществляемых ЛПР в интересах достижения намеченной цели носит название - операция .

Замысел операции постепенно дорабатывается ЛПР до решения на ее проведение, в ходе формализации которого оно трансформируется в систему частных целей и задач руководителей подразделений, программы развития, планы, задачи и критерии их выполнения. После этого начинается процесс практической реализации принятого и доведенного до исполнителей решения .

Рисунок 1. Типовой процесс управления организацией

Оценка эффективности управленческого решения
До самого конца операции ЛПР и все участвовавшие в разрешении проблемы лица остаются в неведении относительно успеха или неуспеха операции. Только когда деятельность участников завершится, ЛПР станет ясно, та ли предпосылка (первопричина) проблемы была выбрана для решения, правильно ли была сформулирована цель операции, верно ли эта цель была разделена на задачи, в то ли время и тем ли исполнителям было поручено эти задачи решить и т. д.

Когда решение исполнено, а операция по устранению проблемы завершена, ЛПР оценивает достигнутый результат. При оценке полезности и эффективности полученного решения во внимание принимается не только сам факт окончания операции, но и степень устранения изначальной проблемы.

В результате оценки можно прийти к следующим выводам:

  • проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-то видимых отрицательных последствий;
  • проблема устранена частично, но также не наблюдается отрицательных последствий;
  • проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения;
  • проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению породила возникновение новых, значительных проблем.

Природа требований к программному продукту

Какая задача – такое и решение
Известно, что для проблемы может существовать множество альтернатив решения. Например, самым простым способом оптимизации производства является изменение бизнес-процесса в организации. Однако, этого иногда не достаточно и требуется инструмент, который позволил бы решать новые задачи максимально эффективно.

Если в процессе размышлений о способе решения проблемы ЛПР придет к выводу, что достижению поставленной цели будет способствовать автоматизация деятельности организации, то одной из разрабатываемых им операций станет внедрение соответствующей информационной (автоматизированной) системы.

Представим себе, что руководитель некоторого предприятия решил оптимизировать работу с документами. Если его целью является только сокращение сроков согласования документов, то для этого вполне достаточно перейти на использование документов в электронном виде - установить всем ворд и научить пользоваться электронной почтой. Если же руководитель ставит целью упорядочить и контролировать процессы согласования и исполнения документов, то для этого потребуется инструмент, позволяющий осуществлять поддержку подобной деятельности - информационная система.

Этот банальный пример показывает, что для решения разных задач должны использоваться разного рода решения. Казалась бы, очевидно! Не будем спешить с выводами…

Что такое требование?
В соответствии с определением, под термином автоматизированная система подразумевается совокупность персонала организации и комплекс средств автоматизации, реализующего информационную технологию выполнения действий, направленную на достижение определенной цели (см. ГОСТ 34.003-90). То есть используемое программное обеспечение должно обладать набором свойств, позволяющим персоналу выполнять действия или решать задачи, направленные на достижение поставленной цели. Указанные свойства программного продукта называются требованиями .

Требование - свойство программного обеспечения, необходимое пользователю для решения задачи при достижении поставленной цели.

Уровни требований
Если рассмотреть процесс создания автоматизированной информационной системы с точки зрения теории управления, то можно проследить аналогию с описанным выше порядком принятия управленческого решения.


Рисунок 2. Процесс создания автоматизированной системы

Потребность
Аналогично процессу выработки управленческого решения, анализируя проблему ЛПР формулирует цель автоматизации деятельности организации. Чтобы достигнуть цели, разрабатываемая система должна решать некоторый набор технических или бизнес-задач. В контексте разработки программного обеспечения эти задачи именуются потребностями (needs).
Функция
В рамках выполнения действий по решению задач, направленных на достижение заявленной цели, персонал организации (пользователи и иные заинтересованные лица) вправе ожидать от используемого программного продукта определенного поведения. Поведение, сформулированное на языке пользователя и описывающие поведение программного продукта в рамках удовлетворения одной или нескольких потребностей, называется функцией системы (feature).
Программное требование
После определения набора функций их детализируют в конкретные и законченные описания поведения программы, которую требуется разработать. Такие описаниями составляют программные требования или требования к программному обеспечению (software requiremens).
Оценка эффективности программного решения
Построив систему, удовлетворяющую выявленным программным требованиям, можно утверждать, что система предоставляет требуемый набор функций. В свою очередь, поскольку функции предназначены для удовлетворения одной или нескольких потребностей персонала, эти потребности будут непосредственно удовлетворяться полученным решением в целом, а использование решения позволит достигнуть поставленной цели. И если цель была выбрана верно, то можно предположить, что ее достижение позволит разрешить имеющуюся проблему.

Часто заказчик при анализе результатов разработки и внедрения автоматизированной системы приходит к выводу, что решение оказалось неэффективным или породило новые проблемы, а порой еще более усугубило имевшееся положение вещей.

Одна грустная история

Не так давно в больнице уездного города N я внедрял одну медицинскую систему, которая, на первый взгляд, соответствовала всем предъявляемым к ней функциональным требованиям. Однако в процессе опытной эксплуатации выяснилось, что пользоваться ей было совершенной невозможно – она кардинально ломала привычную логику работы врача. Вместо того чтобы помогать, она мешала. Сначала систему использовали только активисты, позже использование системы сошло на нет.


Почему так получается?

Кто виноват и что делать?

Очень часто в процессе сбора и анализа происходит искажение требований или же источник этих требований (проблема заинтересованного лица) не выявляется вовсе.


Рисунок 3. Искажение требований

На рисунке 3 показан пример процесса, в ходе которого возникают искажения. Когда ЛПР осознал проблему и сформулировал цель деятельности по ее устранению он доводит перечень задач (T 0) до исполнителей - персонала организации. Допустим, что именно эти исполнители будут использовать разработанный позднее программный продукт, т.е. они будут являться его пользователями. Каждый из них по-своему понимает поставленную ему задачу и при формулировании требований к программному продукту исходит из своих предположений (T 1).

Аналитик, на основании данных интервью потенциальных пользователей, сформулировал собственное представление о решаемых задачах (T 2), которое донес до менеджера проекта и совместно с ним выработал решение, воплощенное в задачах для разработчика (T 3).

В лучшем случае, в результате описанного процесса получится продукт, удовлетворяющий требованиям персонала, в худшем – только требованиям аналитика или менеджера проекта. Такой результат является следствием отсутствия понимания у группы проекта реальных потребностей будущих пользователей и заинтересованных лиц, на чью работу повлияет разработанное программное решение.

В особо тяжелых случаях получившийся продукт не имеет ничего общего с ожиданиями заказчика и отражает собственные представления разработчика о том, как должны работать пользователи.

Если же на начальном этапе проекта выявить проблему и все выявляемые требования пользователей, равно как и предлагаемые решения, соотносить именно с ней (см. рисунок 4), можно ожидать, что получившийся продукт будет максимально соответствовать как потребностям пользователей, так и ожиданиям заинтересованных лиц.


Рисунок 4. Соотнесение требований с проблемой

Более того, понимание решаемой проблемы позволит качественно управлять масштабом проекта – например, в первую очередь реализовать ту функциональность, которая решает 80% проблемы.

Как этого добиться?

Определение проблемы
Раз уж в ходе предыдущего изложения мы пришли к выводу, что прежде чем разрабатывать программный продукт нужно определиться с проблемой, которую он должен решать, то пора бы уже выяснить, как эту проблему зафиксировать.

Многие источники предлагают использовать нижеприведенную форму для формулировки определения проблемы (problem statement), которую требуется решить. Приведенная форма учитывает и цели, которые ожидается достигнуть будущим решением.

Пример

Элемент Описание
Проблема Отсутствие доступа к интегрированным данных о состоянии здоровья населения
воздействует на
  • персонал медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению;
  • граждан, обращающихся за оказанием медицинской помощи.
результатом чего является
  • высокая вероятность принятия неверного или необоснованного медицинского решения о лечении пациента;
  • отсутствие у пациентов сводной информации о состоянии своего здоровья и результатах оказанных медицинских услуг.
Выигрыш от создания единого хранилища медицинских данных о состоянии здоровья населения и интерфейса к нему
Может состоять в следующем:
  • обеспечении граждан доступом к интегрированной информации о состоянии собственного здоровья;
  • обеспечении персонала медицинских организаций основой для принятия обоснованного медицинского решения о лечении пациента;
  • предоставлении возможность своевременного выявления тенденций в состоянии здоровья населения и обеспечении основы для принятия управленческих решений в сфере здравоохранения;
  • и т.д.

Формулирование и достижение соглашения об одинаковом понимании всеми участниками проекта решаемой проблемы – один из первых и важных шагов любого программного проекта. Стоит отметить, что определение решаемой проблемы может производиться как для всего проекта в целом, так и при добавлении новой функциональности в уже существующий программный продукт.

Заключение

Если кому-то показались очевидными (или даже, банальными) положения, изложенные в настоящей статье, приведу данные статистики, которые показывают, что проблема неуспешности программных проектов до сих пор остается актуальной и требования – основная тому причина.

В настоящее время только 39% всех программных проектов можно считать успешными в полном смысле этого слова. Полностью проваливаются 18% проектов, а в ходе реализации оставшихся 43% возникают проблемы, связанные с превышением бюджета или реализацией не той функциональности.

В исследовании компании Standish Group International, результаты которого отражены в документе The CHAOS Chronicles 2013 , ключевыми факторами успешности программного проекта названы:

  • вовлечение в проект заинтересованных лиц (Executive management support) - 20%;
  • привлечение конечного пользователя (User involvement) - 15%;
  • управление масштабом проекта (Optimazation) - 15%.
Только после них следуют такие факторы как квалификация разработчиков, опыт управления проектами, применение гибких методологи и т.д.

Все вышесказанное подтверждает аксиому, что программные продукты создаются для пользователей. Ориентация на проблемы заинтересованных лиц и потребности реального (конечного) пользователя является залогом успешности проекта по разработке программного обеспечения. Уже на начальном этапе проекта пользователь должен быть привлечен к работе, как результат этого - определение проблемы (problem statement) и концепция продукта (product vision) должны показывать, что команда проекта ясно осознает решаемую проблему, понимает потребности пользователей и готова их удовлетворить.

Олег Левяков

«Правильно сформулированная проблема – это наполовину решенная проблема»
Японская пословица

«Конечный продукт руководителя - решения и действия»
Питер Друкер

«Важность принятия решений в менеджменте не ставится под сомнение. Однако в ходе обсуждения основное внимание, как правило, уделяется решению проблем – т.е. получению ответов на возникшие вопросы. Это неверный подход. Одна из самых распространенных причин управленческих ошибок заключается в стремлении найти правильный ответ, а не правильное решение».
Питер Друкер

Тем не менее, между решением проблем и принятием решений лежит четкая граница. Прежде всего, она происходит из того, что в настоящее время понятие «разработка управленческих решений» распадается на две компонентные составляющие: «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («problem – solving»). Однако сложность правильной идентификации этих понятий (определение той самой четкой границы между ними) привела к тому, что в научной и практической литературе происходит либо отождествление данных терминов, либо их крайнее противопоставление. Соответственно, представляется необходимым разобраться в сложившейся путанице.

Итак, прежде всего, стоит сформулировать саму проблему. «Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения... В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). Можно выразить данную мысль и по-другому: «правильные решения устраняют проблемы».

Формулировка проблем имеет как объективные, так и субъективные трудности своего понимания.

Субъективной трудностью является отказ от существования проблемы из-за нежелания сталкиваться с самой проблемой, неумения ее правильной идентификации. Кроме того, многие люди ассоциируют термин «проблема» с нечто негативным и пораженческим. Примером такого отношения может служить следующий диалог:

Служащий: Питер, у меня есть одна проблема.
Менеджер: Нет-нет, у тебя есть возможность.
Служащий: Хорошо, у меня есть одна непреодолимая возможность.

Объективной трудностью является многозначность определения термина «проблема». Дело в том, что в настоящее время в научной и учебной литературе имеется очень большое количество трактовок данного понятия, что не способствует улучшению сложившейся ситуации в понимание что есть «проблема».

Приведем примеры.

  • Проблема – это ощущаемая трудность. (Дж. Дьюи).
  • Проблема – это различие между тем, что вы хотите, и что вы имеете (Э. де Боно).
  • Проблема – это отклонение от желаемого стандарта (Кепнер и Трегоу).
  • Проблема – это неудовлетворительное состояние дел. (Н. Рысев).
  • Проблема возникает тогда, когда человек имеет цель, но не знает, как ее достичь (Dunker, 1945).
  • Проблема – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приближает ситуацию к поставленной цели (С.Н. Чудновская).
  • Двойственное понимание. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О.А. Кулагин, 2001) и т.д.

Общими чертами всех определений являются восприятие проблемы как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть, и отсутствие готового варианта решения.

Понятие «решение» также неоднозначно и может рассматриваться как процесс поиска выхода из ситуации (той, которую обозначена как «проблема»), и как результат выбора того или иного способа уладить существующую проблему. Решение как процесс подразумевает наличие временного интервала, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора представляется волевым актом, ориентированным на наличие вариантов решения проблемы, сопредельных целей и мотивов поведения принимающего решение.

Сложность и разноплановость проблем вызывает трудности и в их классифицировании. Дело это чрезвычайно сложное, учитывая неповторимость каждой отдельной ситуации и сопутствующих условий, в которых она возникает, а, следовательно, когда мы горим о классификации проблем, то речь идет именно о характеристиках условий, в которых эта проблема будет решаться. Отсюда следует, что характеристики самой проблемы становятся характеристиками приемов, методов и технологий, используемых в вопросах разрешения проблем. К вопросам классификации проблем ученые подходят по-разному. Ясно одно, что «категории проблем должны фокусироваться не вокруг трудностей, отклонений, неудовлетворенности ЛПР текущим положением дел, а вокруг целей, которые преследует ЛПР». Отклонение от этого принципа может привести к тому, что область поиска возможных решений будет неоправданно заужена, а предлагаемые варианты действий будут приходить в противоречие с целями ЛПР.

Исходя из того, что формулировка проблемы обязательно должна содержать цель (или цели), которую необходимо достичь, рассматриваются три категории проблем:

  • Проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров» функционирования бизнеса, в то время как поддержание этих «нормальных» параметров вполне соответствовало бы внешним условиям и целям управления.
  • Проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда бизнес функционирует без явных нарушений, однако изменяются требования среды к результатам деятельности.
  • Проблемы инновации (проблемы преднамеренных (целенаправленных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие бизнеса за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.

Включение цели в формулировку проблемы требует так же четкости и ясности ее определения. И хотя целеполагание не является прерогативой теории принятия управленческих решений, важность формулировки цели неоспорима для обеспечения гарантий адекватности будущего решения в контексте решаемой проблемы.

Добиться такой постановки зачастую бывает и сложно и трудно. В условиях ограниченности времени могут возникать различные искажения формулировок, ведущие к искажению самого процесса разработки и принятия решений.

Прежде всего, довольно часто формулировку цели рассматривают как выбор из двух вариантов («Что мне делать в такой ситуации – выбрать вариант 1 или вариант 2?»), хотя правильно было бы поставить вопрос «Чего бы Вы хотели добиться, принимая данное решение?». Речь идет о разделении вопроса, связанного с решением и цели решения. Подобное искажение возникает из-за многогранности и сложности самих принимаемых решений, ведь с каждым решением связано множество целей, требований, сомнений и разных проблем. Но если все эти моменты включать в формулировку цели, то она станет слишком расплывчатой. Для того чтобы она стала конкретной, формулировка цели должна быть сосредоточена на одном параметре. Но и при этом возможно искажение формулировки за счет того, что цель окажется слишком узкой. Цель должна быть достаточно общей, широкой, чтобы она не ограничивала варианты решений и была связана с видением будущего развития бизнеса. Практической рекомендацией будет использование в формулировках конкретных глаголов действия «достичь, развить, получить, использовать...». Хорошим подспорьем будет начать с вопроса решения «Почему это важно?» и повторять его до тех пор, пока не будет обнаружена цель, отображающая основную причину, по которой имеется заинтересованность в решении. Не следует забывать и о личных целях. Зачастую интересы ЛПР и бизнеса находятся в конфликте или настолько тесно переплетены, что довольно сложно отделить их друг от друга. Тем не менее, при определении основной цели такое разделение крайне необходимо. Лучше всего осуществить согласование личных и бизнес-целей. При невозможности подобного процесса, обычно рекомендуется выбрать что-то одно.

Хорошим подспорьем при работе с проблемами является использование структурированного подхода и его инструментов: диаграмм причинно-следственных связей, концептуальных карт и карт мысли, графа проблем, составление списков и др. инструментов.

Более общим по отношению к понятию «проблема» является понятие «проблемной ситуации», поскольку представляет собой проблему в сочетании с конкретными условиями ее возникновения. Характеристика проблемной ситуации содержит:

  • Формулировку проблемы, понимаемой не как симптом, а как источник, причина неудовлетворительного состояния дел. «Проблема» не должна быть следствием других проблем. Например, если известно только, что имеет место «сокращение объемов продаж», то проблема не ясна, поскольку падение продаж является следствием каких-то проблем в дизайне, производстве, маркетинге, во внешней среде фирмы и т.п. В то же время потребность в расширении бизнеса – проблема, т.к. не нуждается в обосновании другими.
  • Ожидания ЛПР, под которыми понимаются представления о решении, конкретные в такой степени, что они позволяют оценивать допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Так, если ЛПР не удовлетворяют текущие объемы продаж, то «ожидания» включают его представления о том, какой объем удовлетворителен в данной ситуации. Такие представления могут отсутствовать.
  • Возможные пути решения проблемы, представляющие конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать и т.д., а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Например, это может быть конкретное предложение по изменению дизайна продукта, направленное на изменение его привлекательности и увеличение продаж. Такие варианты могут быть в наличии, или отсутствовать.

Исходя из условия наличия или отсутствия одного из терминов, проблемная ситуация классифицируется по следующим типам.


Классификация типов проблемной ситуации

Тип ПС Проблема Ожидания Пути решения
Задача Известна Известны Известны
Структурированная проблема Известна Известны Не известны
Неструктурированная проблема Не известна Известны Не известны
Структурированное поле возможностей Известна Не известны Известны
Неструктурированное поле возможностей Известна Не известны Не известны
Решения, ищущие приложения Не известна Не известны Известны
Поиск идей Не известна Известны Известны
Неопределенные возможности Не известна Не известны Не известны

Если перед лицом, принимающим решение (ЛПР), возникает задача, тот от него требуется принятие решения. Если перед ним - неопределенные возможности – то от ЛПР требуется решение проблем. Остальные типы проблемной ситуации располагаются в континууме между этими понятиями.

В жизни постоянно приходится решать самые разнообразные проблемы. Однако большинство из нас решает их каким-нибудь одним проверенным способом — тем способом, которым привыкли, который не раз выручал. В рамках этой статьи мы постараемся расширить арсенал ваших методов разрешения тех или иных проблем, предложим самые эффективные способы решения проблем. Наверняка, многими из них вы уже пользовались и раньше, однако все-таки лишний раз стоит прочитать и альтернативные варианты.

Однако перед тем как рассказать вам о способах решения проблем, следует поговорить о следующем. Всё в этом мире взаимосвязано. Это факт, с которым не поспоришь. Точно также обстоит дело и с проблемами в вашей жизни. Мы уже как-то писали об этом в наших предыдущих статьях, однако не лишним будет и повториться.

Если вы живёте на земле, то разрешать проблемы вам придётся всю свою жизнь. Согласитесь, ведь это так и есть. В связи с этим, раз уж человечество ничего не придумало с тем, как побороть образование проблем на ровном месте в жизни людей, следовательно, самый наилучший выход из этой ситуации: знать и применять на практике самые эффективные способы решения проблем, чтобы ваша борьба с «объективной действительностью» шла наиболее продуктивным способом.

Однако почему не существует самого лучшего способа решения проблем? Почему следует применять разные методы, ведь это порой так изматывает, что просто иногда кажется, что жизнь играет со мной злую шутку? Всё дело в том, что в жизни происходят самые разнообразные ситуации, которые требуют самых различных действий (в нашем случае способов решения проблем). Не существует одного «единственно верного и эффективного способа» разрешения жизненных неурядиц. И, в принципе, это даже плюс.

Какой ещё плюс? Всё дело в том, что при решении проблемы одним способом вы становитесь как бы на новый уровень своего развития. Ваше сознание усваивает ваш опыт решения проблемы и «откладывает» данный способ решения проблем в свою «кладовую». Затем в жизни что-то происходит, и вы пытаетесь решить новую проблему. Каким способом будете решать? Естественно тем, который вы уже знаете и который уже применяли на практике. Однако не всегда один и тот же способ может выручить в разных ситуациях. Мы уже говорили, что проблема проблеме рознь.

Как вы поступаете в этом случае? Понятное дело - вы волей-неволей стараетесь найти новый подход к решению вашей новой проблемы. Как известно, кто ищет, тот всегда найдёт. На самом деле до вас жил не один миллиард людей на земле, поэтому наверняка уже происходили случаи подобно тому, который произошёл с вами, и, скорее всего, ваша «уникальная» ситуация или проблема — это не что иное, как обыкновенное проявление жизненных неурядиц у обычного живущего на Земле человека.

Вот почему следует постоянно учиться и познавать новое. Опять же - всё новое - это хорошо забытое старое. Ищите свои ответы в истории. Ищите свои ответы у профессионалов своего дела. Тем самым вы облегчите себе жизнь, и уж точно сэкономите кучу своего времени, изобретая велосипед в стомиллионный раз. Лучше действительно изобретите что-то новое и полезное для общества, а не тратьте своё время над разрешением вопроса, который уже давным-давно разрешен на общепланетарном «форуме».

На этом вводная, а лучше сказать, настраивающая на нужный лад, часть статьи окончена, теперь перейдём непосредственно к способам решения проблем.

1. Решать проблемы самому.

Способ самый старый из всех известных человечеству. Первобытный человек сначала всегда старался самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Хотя уже и в то время была определённого рода кооперация с целью повышения эффективности действий

А это о многом говорит. Тем самым даже первобытные люди понимали (конечно, они не понимали всё это научно, однако чисто с быто-практической точки зрения), что все проблемы самостоятельно разрешить можно, но сложно и неэффективно.

Человек имеет определённый спектр способностей и возможностей, однако он ещё больше окружен разного рода ограничениями. Каким бы вы ни были хорошим врачом и плюс к этому механиком, вам всё равно, вдобавок к своим навыкам и профессиональным качествам, также ещё не стать космонавтом, спортсменом, логистом и металлургом. Вы ограничены в возможностях.

Хотя безграничны в способностях. Дак пользуйтесь своей безграничностью в способностях для того, чтобы перекрыть свои ограниченности в возможностях!

Вывод отсюда следует простой: выполняйте только ту работу, которую умеете делать лучше 90% людей, живущих в вашем городе. Если вы учитесь на механика или уже им работаете, то, если у вас сломается автомобиль, то вам следует его чинить самостоятельно, ведь вы спец в этом деле. При этом не старайтесь показать свои «хакерские» способности, переустанавливая дома операционную систему.

Лучше пригласите специалиста и заплатите ему денег. В этом и состоит прелесть рыночной экономики - вы получаете много денег за то, что делаете лучше 90% людей, и эти деньги вы можете потратить на тех, кто выполнит за вас работы качественно и с профессиональной смекалкой.

2. Поручить решение проблем профессионалам.

Этот способ решения проблем является логическим продолжением предыдущего способа. Вся прелесть профессиональной работы в том, что она в большинстве случаев выполняется качественнее, чем была бы выполнена «мастером на все руки». Однако, выбирая этот способ решения проблем, помните, что хороший профессионал стоит денег, причём денег приличных. Вопрос: где взять приличные деньги? Самый простой способ - самому стать профессионалом и получать хороший гонорар! Всё просто.

Вот вам и мотивация к действию - волшебный пинок для самосовершенствования в той сфере деятельности, которую вы выбрали для себя в качестве жизненной стези.

Работа профессионала экономит ваше время, а самое главное - ваши нервы. Хорошие нервы вам ещё пригодятся, поэтому старайтесь как можно больше делегировать свои проблемы мастерам своего дела. Не будьте скупы. Старайтесь тратить своё время на полезные для вас вещи, а не на «эту непонятную хрень».

3. Удалённое решение проблем (фрилансерство).

Так, шаг за шагом мы продолжаем наш перечень способов решения проблем. На очереди стоит, пожалуй, самый современный из всех представленных способов борьбы с жизненными трудностями - это поручение заданий фрилансерам.

Кто такие фрилансеры? Фрилансер - это человек или группа людей, которые находятся за соседней стенкой или на другой стороне планеты и решают ваши проблемы за определённый гонорар. При этом всё ваше общение происходит с помощью компьютера через интернет, а точнее, через тематические сайты фрилансерства.

Фрилансер - это, по сути, тот же самый профессионал (или, по крайней мере, человек, который разбирается в вашей проблемы куда лучше вас), который работает над вашим заданием и получает за это вознаграждение.

Причём в связи с тем, что сейчас всё становится сверх компьютеризировано, то и проблем с компьютерными технологиям сейчас хоть отбавляй. При этом технологии развиваются столь стремительно, что уже никто не в состоянии за ними уследить. Тем более работать с каждой компьютерной программой как настоящий ас.

Пример: вы захотели нарисовать в программе Adobe Photoshop открытку, однако делать вы это совершенно не умеете. Что же делать? Просить кого-то из своих друзей? Однако вряд ли вы быстро найдёте человека, который: а) будет обладать необходимыми навыками и б) найдёт время на вас, чтобы заниматься «какой-то открыткой».

Поэтому всегда помните, что если перед вами стоят проблемы, типа работы с графикой, с офисными приложениями или иная компьютерная волокита, то знайте, что вам всегда готовы прийти на помощь люди со всех концов света. Не бесплатно, конечно, однако их услуги действительно стоят того, чтобы их оплачивать. Опять же - экономите своё драгоценное время.

Вывод из выше сказанного следующий: если перед вами стоит проблема компьютерного толка, смело обращайтесь к фрилансерам - помогут без лишних вопросов. Эх, рыночная экономика…

4. Попросить помощи у родственников, знакомых.

Этот способ решения проблем является одним из самых традиционных. Что ж - друзья и родственники нужны не только для того, чтобы праздновать дни рождения и свадьбы. Способ достаточно надёжный, т.к. вам будет помогать не человек с улицы.

Однако таким способом часто пользоваться будет проблематично т.к. никто не любит, когда ему надоедают слишком часто. Поэтому следует обращаться как можно к бОльшему количеству людей, чтобы не стать назойливым человеком для кого-то одного.

Также нужно понимать, что родственники и друзья решают ваши проблемы, в основном, за бесплатно. Следовательно, они тратят своё свободное (а возможно и несвободное) время на ваши трудности. В связи, с чем всегда помните, что вы крадёте чужую энергию, не возмещая ее ничем.

В общем, будьте более разумны в плане обращения за помощью к своим друзьям, родственникам и знакомым. Обращайтесь к ним лишь в крайнем случае. Не портите с ними отношения - они вам ещё очень пригодятся в будущем.

5. Задействуйте нетворкинг.

В нашем прошлой статье Что такое нетворкинг мы рассказали вам об основных принципах и сущности нетворкинга. Если перед вами возникнет проблема, решение которой может обеспечить только лишь знакомый знакомого родственника, тогда настало время использовать свою сеть знакомств по полной. В статье про нетворкинг мы упоминали о том, что в нетворкинге работают лучшим образом именно дальние связи, т.е. как раз то, что вам нужно для решения вашей проблемы.

Ясно, что решить подобную проблему можно только тогда, когда кто-то из вашего ближайшего окружения знаком с нужным человеком. Вывод из этого следует простой: общайтесь с самыми разными людьми, и будет вам счастье. Чем больше ваша сеть знакомств, тем больше вероятность, что ваша проблема решится в кротчайшие сроки. Только не забывайте о том, что нетворкингом нельзя злоупотреблять - нетворкинг должен быть позитивным.

Вывод : В рамках данной статьи мы рассмотрели 5 способов решения ваших проблем . Старайтесь применять их все, т.к. на каждую ситуацию нужен свой способ. Также было бы неплохо, если бы вы научились комбинировать эти способы для повышения эффективности при решении ваших жизненных проблем.

Теперь вы знаете 5 способов решения проблем .

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

  • Обнаружение проблемной ситуации;
  • Постановка задачи - строгое определение исходного (данного) и требуемого;
  • Нахождение решения задачи.

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальт-психолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц К. Дункер Грино
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса - суть проблемности. 1. Проникновение в проблемную ситуацию - понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт. 1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения. 2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

Психологические факторы

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы.

  • Установка :
  • Характеристики субъекта :
  • Эмоцональное (мотивационное) состояние :
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса - Додсона).
  • Знания : могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект : люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность : показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью , 4) нонконформизмом , 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние .

Представители информационного подхода исходили их того, что человек, так же как компьютер , оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация , относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости . Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные

Исследование О. К. Тихомирова

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач . Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация . За ней - обычно через 0-0.5 секунд - следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения : приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение - называние конкретного принципиального для решения задачи хода, - через 1.5-13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем - через 5.5 секунд.

Решение задач животными

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта .

Метод проб и ошибок

Торндайк (1889) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок .

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики - клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепеное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает .

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного... Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определенному действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации , когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учета объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определенных путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования».

Инсайт

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта) , понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером . Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит.

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой - проявлением интеллекта .

Примеры использования орудий животными.

Сегодня я с Вами поделюсь технологией решения любых жизненных проблем. Она работает даже в тех случаях, когда, на первый взгляд, вариантов решения нет. Дочитайте эту статью до конца, я Вам приготовил подарок.

Когда речь заходит о проблемах на ум приходит один прекрасный анекдот. На собеседовании задают вопрос: «Какими талантами Вы обладаете?» Кандидат задумался и отвечает: «У меня есть один талант: я могу любую элементарную задачу превратить в безвыходную ситуацию с кучей проблем».

Таким талантом обладает большая часть человечества. Простыми словами это называется «сделать из мухи слона». Почему так происходит? Главная причина – это попытка решить проблему, находясь в возбуждённом эмоциональном состоянии. Помните фрагмент из фильма «Бриллиантовая рука»: Шеф, всё пропало».

В 2008 году, когда моя жена была на восьмом месяце беременности, руководитель компании в которой я работал объявил о закрытии бизнеса. Как? Почему? Почему именно сейчас? В голове всплывали мысли: «Что теперь?» «Чем гасить кредит, взятый под 36% годовых?» «Через месяц рожать, а денег нет и долгов выше крыши…» Чем закончился этот внутренний диалог на эмоциях? Тремя днями отлёжки с высоким давлением. Решил ли я эту проблему, накрутив себя до белого каления. Конечно же нет, я только усилил её. Что произошло через три дня? Я успокоился и занялся решением этой проблемы. Сначала обзвонил всех поставщиков и попросил помочь подыскать подходящий вариант работы. Большая часть на автомате ответила, что будет иметь ввиду (не понятно: меня, мою ситуацию или…)

Этот случай дал мне возможность определить кто есть кто в моём окружении. Откликнулся один человек. Его зовут Дмитрий, которому я буду Благодарен до конца дней своих. Он меня познакомил с прекрасным и порядочным человеком, с моим нынешним наставником по бизнесу Павлом Викторовичем и в моей карьере начался новый виток моего карьерного и личностного развития.

Анализируя эту ситуацию сейчас я понимаю, что при возникновении любой проблемы нужно себе задавать вопросы не «Почему?», а «Для чего?» За решением любой проблемы, всегда стоит такая же или ещё большая возможность.

Пару слов хочу сказать о вопросах. Задавая себе бесконечную череду вопросов «Почему?» Вы накаляете эмоции, которые затмевают собой весь здравый смысл. И загоняете себя в тупик. Безусловно нужно понять причину этого препятствия, но вопрос должен формулироваться так: «О чём сигнализирует эта проблема и к чему приведёт её решение?» Проблемы и препятствия – это тренировка.

Как же оказать себе первую скорую помощь, когда очередное испытание пришло в Вашу жизнь. Обычно все говорят: «Успокойся, всё будет хорошо и т.д.» Как успокоиться? И что означает успокоиться?

Итак, как только жизнь Вам бросает очередной вызов, нужно вспомнить «золотое правило»: «Никогда не решать проблемы на эмоциях». Вспомните, что происходит с Вами, когда Вы сталкиваетесь с проблемами? Пульс учащается, дыхание сбивается, в голове бардак… Проще говоря – паника. Успокоиться Вам поможет простое дыхательное упражнение.

Сделайте глубокий вдох, поднимая руки вверх, как будто пытаетесь максимум впитать в себя и на выдохе опускайте руки. Давайте проделаем это упражнение вместе. Выполняя его, концентрируйтесь на дыхании. Постарайтесь чтобы вдох и выдох были как можно длиннее и каждый из них по времени занимал от 15 секунд до 30 секунд. При необходимости повторите несколько раз. Результатом этого упражнения будет нормализация пульса и дыхания и готовность перейти от проблемы к её решению.

Если это действие не помогло, переходите к плану «Б». Отложите решение проблемы и отправляйтесь на прогулку на свежем воздухе. Я вполне серьёзно… Единственное исключение: кому-то плохо и требуется немедленное реагирование. Во всех остальных случаях полчаса на свежем воздухе принесут пользы в разы больше, чем Вы будете продолжать сидеть и тупить, не зная, что делать. Поверьте, за 30 минут ничего смертельного не произойдёт.

После прогулки приступайте к поиску решения. В этом нам поможет прекраснейшее упражнение «Мозговой штурм». Для его выполнения нам понадобиться ручка и лист бумаги. Его можно выполнять в одиночку и привлекая других людей.

Для чего это нужно? При возникновении проблемы она стоит перед нами бетонной стеной и мешает увидеть, какие возможности за ней скрываются. Наша задача «подтолкнуть» эту стену, чтобы она стала мостом между тем местом, в котором мы находимся сейчас и тем, куда хотим попасть. Проще говоря, превратить проблему в подцель.

Технология очень простая. В верху листа бумаги напишите свою проблему. Затем начинайте писать варианты решения все, которые приходят в голову. Забудьте о всяких возможно и невозможно, бред не бред, реально или нет, не редактируйте, не думайте, не подавляйте воображение, так можно упустить самое интересное. Просто выплесните все идеи на бумагу. Все идеи хороши. Мозговой штурм помогает избавиться от «мусора» в голове и помогает поверить в то, что выход из ситуации есть и не один. Ничто так не возбуждает нас к действию, как ясность направления движения.

Когда идеи иссякнут, выберите несколько вариантов, которые больше всего возбуждают вас, не смотря на то, что они могут вызывать страх от своей масштабности. Остальные варианты не удаляйте. Постарайтесь найти в них хоть что-то, что может Вам помочь.

Когда варианты решений будут определены, распишите план достижения и немедленно приступайте к целенаправленным действиям.

При возникновении любой проблемы нужно понимать главное: «Никогда в нашей жизни не возникают проблемы непосильные нам и то, что за каждой проблемой скрывается такая же или ещё большая возможность». Это понимание добавит уверенности в том, что Вы можете справиться с любой проблемой.

А теперь обещанный подарок. Если у Вас есть проблема, которую Вы не можете решить самостоятельно, озвучьте её в комментариях к этому видео и я выберу три наиболее интересных варианта и абсолютно бесплатно помогу найти варианты решения. Если эта проблема у Вас действительно болит, поспешите.

На сегодня это всё. До новых встреч, друзья.